..:: Музей школы  ::..

Взгляд в историю

В степной местности, при реке Калаус и балке «Теренгой», в конце пятидесятых годов 18-го столетия остановились несколько семей, переселенцев из Воронежской, Полтавской, Киевской, Харьковской губерний. После отмены крепостного права вокруг них постепенно стали поселяться другие крестьяне.
Поселение было названо «Чемрек» по имени ногайского князя, похороненного невдалеке. Через «Чемрек» проходил большой тракт, по которому на Волгу везли вино, пшеницу, овес, а обратно – лес, рыбу, пеньку и другие товары.

В 1860 году на месте небольшого поселения «Чемрек» было основано село «Винодельное». Происхождение этого названия довольно курьезное. В своем описании Ставропольской губернии инспектор народных училищ А.Тварчрелидзе рассказывал: «Однажды через село проезжало несколько подвод с бочками спирта. Одна из бочек свалились с воза, разбилась, и спирт разлился по земле. Собравшаяся большая толпа зрителей накинулась на этот спирт, начала собирать его вместе с землей и грязью чем попало: многие собирали пригоршнями и тут же выпивали. Скоро вся это компания захмелела, перессорилась, и пиршество окончилось всеобщей дракой. Протрезвившись, возчики спирта отдали бочку исправить бондарю, а потом налили ее водой, надеялись сдать хозяину воду за спирт. За этой операцией застал их приехавший акцизный чиновник и шутя сказал им: «Ах, вы, виноделы, виноделы!» Происшествие с бочкой спирта дошло до сведения Астраханского губернатора, который и приказал в насмешку над жителями назвать село «Винодельное».

Местность села была безводной, малоурожайной, бывали частые засухи. Питьевую воду жители брали из колодцев, расположенных в 3 верстах от села.

В 1906 году женщины села, борясь с безводьем за жизнь детей, пытались устроить артезианский колодец.

Но прорубив скважину глубиною в 109 сажен и не найдя воды, работу прекратили. Главное занятие жителей - хлебопашество и скотоводство. Несмотря на рост населения, село выглядело убогим и жалким. Более трети крестьян было малоземельными и безлошадные.

Шло время, население росло, изменялся быт. И к 1896 году в селе уже имелось 5151 человек, около 980 дворов, 1 постоялый двор, 3 маслобойки, 4 мануфактурных лавки и 5 бакалейных, 2 трактира, 34 ветряных мельницы, 1 винный склад, 8 овчинодельных заводов.

Землю нарезали бедным только на едоков мужского поля.

Сельскохозяйственную технику в селе представляли: паровая и конная молотилка, 30 веялок и 9 косилок, которые находились в руках кулаков. Большинство крестьян пахали землю деревянными плугами.

Культурный уровень села был низок. Народное образование осуществлялось в селе при помощи двух училищ: одноклассное министерства народного просвещения, которое было построено в 1888 году, и одноклассное церковно – приходское, расположенное в церковной сторожке. Учились главным образом дети зажиточных крестьян. Среди взрослого населения грамотных не было.

Медицинская помощь населению оказывалась местным сельским фельдшером, а лекарства завозились из волостной аптеки. В 1892 году жителей села и окружающих мест постигла ужасная болезнь – холера. Фельдшер не в состоянии был оказать медицинскую помощь. Люди умирали. Село пустело.

В 1908 году в Винодельном была открыта женская монастырская община. В то время Виноделенская волость, как и остальные волости, находившиеся на территории нынешнего Ипатовского района, входили в состав Ново – Григорьевского уезда. Примерно с 1900 года уезд был переименован в Благодарненский.

Бедно и голодно жилось большинству населения. Многие крестьяне засевали незначительные клочки земли, остальную землю отдавали кулакам.

Происходило резкое расслоение населения. Кулаки богатели. Так, местный кулак Калинин имел 2000 десятин земли.

Волна революции 1905-1907 гг., быстро докатилась до Ставропольской губернии. В селе Винодельном была создана революционная группа из крестьян, которые вели агитационную работу среди населения, поднимая их на борьбу.

На сходках крестьяне выражали недовольство столыпинскому режиму, отказывались платить казенные повинности. Революционное настроение крестьян встревожило местную полицию, и она вызвала «для подавления масс» военную силу. Руководитель группы крестьян Николай Николаевич Безменов был расстрелян, а его сторонники посажены в тюрьму.

Одним из первых революционных деятелей на селе был Петр Максимович Ипатов. В своем донесении 3 июня 1907 года исправник писал прокурору Ставропольского окружного суда: «При расследовании установлено, что Ипатов раздавал упомянутые прокламации, имел у себя сверток – 10 штук и, кроме того, что раздавал, еще таковые и разбрасывал. Последний мною задержан и заключен под стражу при Кевсалинской сельской тюрьме».

31 декабря 1917 года на Ставрополье была провозглашена Советская власть.

В январе 1918 года в селе Винодельном была проведена национализация земли и сельскохозяйственного инвентаря. Установление советской власти вызвало ненависть у свергнутого класса. Не желая делиться своим добром, разрозненные группы кулаков, и бывших офицеров царской армии создавали банды, которые делали кровавые набеги на села. Крестьяне, были вынуждены взяться за оружие, чтобы защитить свои семьи, свой кров.

Так, в селе Винодельной был создан первый партизанский отряд, численностью 800 человек пехоты и конницы. Организатором отряда были Сергей Шейко и Семен Стрепетов.

Будучи к тому времени членом Благодарненского уездного исполнительного комитета, Петр Максимович Ипатов, объезжал села уезда, призывая крестьян выступить на защиту советской власти.

По предложению Ипатова были объединены партизанские отряды под руководством: Шпака и Шейко, Голубовского и Кочубея, Книги и Апанасенко, Плескачева, Трунова и Закоты. Из разрозненных отрядов были созданы 3 стрелковых батальона, пулеметная команда и конная группа. Командиром объединенного отряда единодушно был избран П.М. Ипатов, его заместителем – И.Р. Апанасенко.

Много боев провел отряд Ипатова с регулярными частями генералов Деникина и Станкевича за освобождение сел Ставрополья.

29 декабря 1918 года под селом Винодельным Петр Максимович Ипатов был смертельно ранен…

7 августа 1935 года решением ЦК ВЦИК в связи с 15- й годовщиной освобождения Ставрополья от белогвардейских банд, в знак признания заслуг Петра Максимовича Ипатова перед Родиной, его память была увековечена. Именем Ипатова назван район и с.Винодельное, где он жил, боролся и пал смертью героя.

Тайна Ипатовского кургана

Наш город Ипатово, расположенный в знойной степной зоне Ставропольского края, в августе 1998 году снова заявил о себе. В кургане близ окраины города было найдено замечательное погребение с массой золотых украшений, которые по своей ценности и классу не уступают Эрмитажным коллекциям. Их даже можно сравнить с сокровищами золотых кладов легендарной Трои. Об этой находке знают не только у нас в стране, но и за рубежом, в Берлине и Лондоне.

Секрет Ипатовского кургана разгадан сотрудниками государственного унитарного предприятия «Наследие», созданного при министерстве культуры Ставропольского края. Три года напряженного труда специалистов «Наследия» во главе с директором Андреем Белинским и ведущим специалистом Алексеем Калмыковым принесли всемирную известность не только находке, но и поисковой группе и ипатовской земле.

Ипатовский курган теперь является памятником культуры. Уникальное открытие ценно не только блеском самородного золота, но и наличием важной научной информации, выходящей за рамки археологической находки. К примеру, анализ почвы даст представление о палеоклимате, анализ ДНК позволит составить этническую картину Предкавказья.

Что скрывал Ипатовский курган ?

Курган – это, как правило, большое кладбище далеких времен, когда древние люди поклонялись только силам природы. Обычай насыпать курганы возник задолго до того времени, когда появились современные религии: христианство, мусульманство, буддизм. У нас, в степной зоне Ставрополья, примерно, 6 тысяч лет назад. Насыпь кургана создавалась руками людей и именно этим этот земляной бугор отличается от естественных возвышений.

Ипатовский курган высотой 8 метров. Захоронение датируется 1У- Ш веками до н.э. За четыре столетия до этого времени Ставропольский край и Предкавказье служили плацдармом для воинственных скифов, нападавших на Ассирию, Мидию, Египет. На сегодняшний день раскрыты и изучены многие курганные комплексы, но открытия, равноценного Ипатовскому, еще не было.

В «Российской газете» от 14 августа 1998 года в статье «Золото скифов для спящей красавицы», так писали об уникальном открытии: «Золотой могильник древней принцессы обнаружен в Ипатовском кургане Ставрополья. Мавзолей «спящей красавицы» увидел свет спустя 2300 лет после погребения. В ногах у скифской женщины лежал меч с хорошо сохранившейся золотой обкладкой истлевшей деревянной рукояти, а также боспорская амфора. В ней, скорее всего, когда-то было вино. Комплект снаряжения в «вечную» жизнь дополняется черной керамической плошкой, позеленевшим от времени бронзовым зеркалом, кожаными сумочками, расшитыми бисером и украшенными костяными пластинами, частично сохранившимся чернолаковым греческим сосудом необычайно тонкой и изящной работы. На зеркале – следы удара. По древним поверьям, этот сакральный предмет – отражение души, которая после смерти её обладателя не должна оставаться среди живых. Поэтому зеркало разбивали. Эта традиция, модифицировавшись, сохранилась по сей день: зеркала в доме умерших завешиваются тканью; черной приметой – к смерти – считается разбитое зеркало.

Кто же эта загадочная скифская женщина: воительница, жрица или то и другое вместе? Несомненно одно: похороненная – «принцесса крови». Именно на это указывают многочисленные золотые украшения. Женщина была похоронена в пышном наряде, что говорит о её высоком социальном положении. На шее покойной была массивная гривна, которая представляла собой плотно уложенные золотые обручи, окаймленные инкрустированными фигурками хищников из семейства кошачьих. Это колье имело специальный замок, который, закрывался золотой иглой на тончайшей цепочке. Запястья рук скифской женщины охватывали золотые спиралевидные браслеты, заканчивающиеся также фигурками зверей. На левой руке у неё был золотой перстень из монеты с греческой надписью на обороте и фигурой сидящей на троне. На лицевой стороне перстня - женский профиль. Это редкая, уникальная вещь. Левая ладонь сжимала чашу из дерева. Сосуд был оббит листовым золотом. По золотому полю этого листа галопом несется олень, закинув на спину ветвистые рога, а за ним шествует сказочный зверь – грифон (хищник с крыльями). Золото было прибито к деревянной основе столь маленькими золотыми гвоздиками, что даже взять их в руки невозможно. Такая тонкая работа по силам только «левше», то есть большому мастеру-ювелиру. Как уже было сказано, в ногах покойной был положен короткий меч- акинак в ножнах, оббитый золотом. Оружие в могиле женщины того времени не редкость. Времена были суровые. Еще были найдены типичные женские украшения: две маленькие подвески-колечки из золотой проволоки; бляшки, бусины, накладки – поясные украшения. В кожаных сумочках находилось женские принадлежности. В одной был амулет из расколотого пополам белемнита или «чертового камня», в другой – целый косметический набор: коробочка с румянами из красной краски – охра, белила из мела, куски зеленых и желтых минералов. И, конечно, нитка бус.

В могиле был найден даже тлен ткани фиолетового цвета, расшитый золотыми нитями. А покои женщины сплошь закапаны сосновой смолой, аромат которой сохранился через тысячелетия.

Специалисты уже выдвинули версию, поясняющую секретность захоронения принцессы: это был не пышный, специально созданный для неё курган, а курган ранний, где погребали со времен бронзового века. Ведь при раскопках столкнулись с захоронениями разных эпох и религий ( у подножия обнаружено огромное кладбище мусульман или нагайцев). Это обстоятельство и сохранило могильник скифской принцессы нетронутым.

В V веке до н.э. скифы начали миграцию в Причерноморье, и в 1V – Ш веках до н.э. скифская знать уже располагалась там. Внезапная смерть знатной женщины не заставила её соплеменников отказаться от надлежащего обряда погребения. В нестабильной обстановке – времена неприкосновенности священных для скифов курганов тогда уже прошли, - её похоронили тайно…

На сегодня уже можно сказать, что умерла девушка, не дожив до двадцати лет ( по скифским меркам – это зрелая женщина поскольку средняя продолжительность жизни в те времена ограничивалась возрастом 40 лет). Рост её был примерно 15-160 сантиметров. Облик с течением времени будет восстановлен.

Все найденные предметы (более 80) переданы на реставрацию в Московский НИИР. И уже в недалеком будущем наследие скифов предстанет перед нами во всей своей красоте. А слава Ипатовского кургана зазвучит на весь белый свет.

 
Hosted by uCoz